Госпитализация в детскую психиатрическую больницу
Обычно родителям тяжело решиться на госпитализацию, так как они бояться, что это не только разрушит отношения с ребенком, но и поставит клеймо на нем и семье на всю жизнь. В силу возраста и своего состояния ребенок не может в большинстве случаев адекватно прогнозировать последствия отказа от лечения. Однако важно постараться объяснить ему необходимость подобных мер, чтобы факто госпитализации не усугубил его состояние. С этим помогут врачи.
В отличие от государственных больниц, частные психиатрические клиники могут гарантировать конфиденциальность лечения, а госпитализация в стационар возможна день в день по экстренным показаниям.
Диагностические возможности детской психиатрической больницы
Для постановки точного диагноза необходимо всестороннее обследование. Помимо психодиагностических тестовых и других методик, позволяющих составить психологический портрет ребенка и особенности его состояния, в детской психиатрической больнице проводят МРТ головного мозга, суточный мониторинг ЭЭГ, различные анализы, специализированные тесты (TOVA, BERA, VEP) и др. К обследованию привлекают ряд профильных врачей. Для уточнения диагноза могут быть назначены дополнительные процедуры.
Частные клиники, как правило, могут позволить себе более современное диагностическое оборудование, нежели государственные больницы, что повышает точность постановки диагноза, а меньший поток пациентов позволяет ускорить диагностику.
Индивидуальные занятия с детским психологом
Индивидуальные занятия ребенка с психологом могут помочь справиться со многими детскими проблемами, такими как
- тревожность;
- нехватка уверенности в себе;
- разнообразные детские страхи;
- сложности детско-родительских отношений;
- сложности в отношениях со сверстниками;
- проблема с концентрацией внимания;
- недостаток мотивации к учебе, неуспеваемость;
- адаптация к новым условиям (например, при переезде, смене школы);
- проживание трудных жизненных ситуаций (развод родителей, смерть члена семьи) и др.
Первая встреча проходит вместе с родителями. В ходе приема детский психолог проводит психодиагностику и первичную консультацию, обсуждает с родителями и ребенком (или только с родителями, в зависимости от возраста ребенка и сложности ситуации) причины обращения, проясняет жизненные обстоятельства ребенка и семьи в целом, уточняет беспокоящие симптомы. График терапии так же подбирается индивидуально.
Групповые занятия с психологом
Групповая терапия позволяет детям обнаружить, что они не одиноки в своих переживаниях, что другие сталкиваются с похожими проблемами.
Взаимодействуя друг с другом и психологом, дети в группе помогают друг другу научиться справляться со своими страхами, преодолевать схожие трудности, становятся друг для друга источником ценной обратной связи и поддержки. Нередко групповые занятия помогают детям, прежде испытывавшим по тем или иным причинам проблемы с контактом со сверстниками, наконец обрести друзей.
Групповые занятия позволяют детям закреплять навыки и достижения, приобретаемые в индивидуальной терапии, пробовать себя в разных ролях, что помогает им лучше понять себя и других, получать полезный социальный опыт в контролируемой, более безопасной среде, чтобы суметь использовать его и в повседневной жизни.
Коррекция поведения и эмоций
Основным методом лечения коррекции поведенческих и эмоциональных нарушений у ребенка, как правило, является психотерапия, при необходимости дополняемая медикаментозными средствами.
Наилучшие результаты в большинстве случаев дает сочетание индивидуальной, групповой и семейной психотерапии.
Групповая терапия направлена на социализацию ребенка, тренировку навыков адекватного межличностного взаимодействия, также позволяет иногда выявить дополнительные проблемы, которые выносятся затем в индивидуальную терапию и прорабатываются в ней.
Среди медикаментозных средств преимущественно используются седативные препараты.
Коррекция когнитивных функций
К нарушениям когнитивных функций относятся проблемы с памятью, мышлением, расстройство внимания, которые могут быть вызваны различными причинами, поэтому для коррекции когнитивных нарушений у детей используются медикаментозная, психо- и физиотерапия в индивидуально подбираемых сочетаниях методик и препаратов.
Основой медикаментозной помощи при когнитивных нарушениях у детей являются ноотропы. Эта группа препаратов имеет широкий спектр действия: они улучшают память, внимание, стимулируют умственную деятельность, процессы обучения, речевые функции, повышают устойчивость центральной нервной системы, в том числе к гипоксии, различным видам интоксикации.
Индивидуальная и групповая психотерапия при когнитивных нарушениях у ребенка ориентирована на то, чтобы помочь снять психологические и моторные барьеры, побороть страхи, навязчивые мысли, которые могут быть причиной проблем, справиться с неуверенностью в себе, вызванной, например, тем, что другие дети смеются над его неумением произносить слова или родители слишком строги к неуспеваемости в школе.
Повысить эффективность коррекции когнитивных нарушений помогают также различные методы физиотерапии: массаж, мануальная терапия, ЛФК, занятия в бассейне, дыхательные упражнения. Для коррекции речевых нарушений проводятся занятия с логопедом.