Диагностика психических расстройств у детей

диагностика психических расстройств у детей

Клинико-психопатологическое исследование— основной метод диагностики и оценки динамики протекания психических расстройств, таких как нарушение развития у детей.

Инструментальные методы исследования являются дополнительными и используются для подтверждения или исключения у детей органических (врожденных или приобретенных в следствии травмы) или неврологических, например, сосудистых патологий головного мозга. Для этих целей используются:

  • Нейрофизиологические методы (ЭЭГ)
  • Лучевая диагностика (МРТ, КТ, ПЭТ)
  • Исследования крови, мочи, спинномозговой жидкости
  • Генетические исследования

1 этап диагностики — беседа 

Клинический психолог собирает информацию в беседе с ребенком и родственниками, расспрашивает о жалобах и проблемах. Это общая установочная беседа, целью которой является выяснение особенностей повседневной жизни детей и динамики психопатологических расстройств. Психолог не только слушает ребенка, но и наблюдает за его поведением, оценивая эмоции, мимику, моторику движений, особенности поведения. Важно также получить объективную информацию о протекании заболевания у родственников; субъективная оценка своего состояния у детей может быть искажена симптомами болезни и отсутствием критики к своему состоянию. В ходе беседы и сбора анамнеза оценивается такие аспекты как: мышление и скорость его протекания, внимание, общей эрудиции).

Требуется консультация детского психиатра Позвоните врачу

2 этап диагностики — структурированное интервью

Структурированное интервью — это целенаправленная беседа для выяснения сути психопатологического процесса. Жалобы, особенности мышления и поведения, которые были отмечены в ходе установочной беседы последовательно оцениваются уточняющими вопросами. Психолог внимательно наблюдает за эмоциональными реакциями ребенка, движениями, на сколько ребенок соблюдает дистанцию, как удерживает фокус внимания. Оценивается волевая, социальная активность, навыки самообслуживания, особенности сна и аппетита. В ходе расспроса удается выделить важные психопатологические симптомы, которые после подвергаются оценке в ходе специальных заданий и тестов.

3 этап диагностики — задания и тесты

Для объективной оценки психических процессов детей проводятся специальные тесты:

  • вопросы на общую эрудицию (база знаний, память);
  • задания на счёт, чтение, письмо, устойчивость внимания;
  • задания на оценку гибкости и абстрактности мышления (ребенка просят объяснить суть пословиц и поговорок);
  • тесты на запоминание и воспроизведение;
  • тесты на узнавание эмоций

Норма и патология

Четкой грани между нормой и патологией нет. Существует множество переходных форм, так же может наблюдаться лишь значительное отклонение от средних показателей психических функций. Например, тревога носит защитную функцию, обеспечивая мобилизацию ресурсов психики в целях преодоления трудностей или избежание опасных ситуаций. В тоже время чрезмерная продолжительная тревожность ухудшает качество жизни детей и носит дезадаптивный характер, приводя к формированию фобий. И наоборот, снижение чувства тревоги и сомнений в своих поступках у детей может быть следствием нарушения критичности, и развития или следствием маниакальной фазы психоза.

расстройство пищевого поведения

Рис. 1 — Нарушение и психическое расстройство развития у детей подросткового возраста

Психопатологические симптомы у детей делятся на две группы:

  1. Позитивные — это симптомы, которые отсутствуют в психике здорового человека, но проявляются на фоне болезни. К позитивным симптомам относятся галлюцинации зрительные и слуховые, разные формы бреда, фобии, навязчивые мысли и движения. Прогноз по позитивным симптомам — благополучный. Они обратимы и носят временный характер.
  2. Негативные — снижение или выпадение психических функций, имеющихся у здоровых. Например, амнезия, алаллия. Как правило негативные симптомы стойкие и сложно поддаются коррекции.

Виды психопатологий у детей

  • Патология ощущений и восприятия
  • Психосенсорные расстройства
  • Агнозии (ребенок не узнает прежде знакомые ему предметы)
  • Иллюзии
  • Галлюцинации

Патологии ощущений и восприятия

Патологии ощущений и восприятия у каждого ребенка достаточно разнообразны. Они могут проявляться у детей как непереносимость и повышенная чувствительность к каким-либо явлениям (яркий свет, громкие звуки, запахи) в следствии истощения психики и астении. И наоборот, снижение чувствительности к обычным явлениям, когда пища становится безвкусной, а яркий свет — тусклым. Такая патология наблюдается при ипохондрическом синдроме, истерическом и депрессивном психических расстройствах. Проявляется в повышенной раздражительности, ворчливости, резких колебаниях настроения. Характерны нарушения сна: поверхностный ночной сон и сонливость днем.
Патологии ощущений и восприятия у детей могут выражаться в явлениях дереализации и деперсонализации. Окружающий мир или собственное «Я» ощущается, как чужеродное, измененное, болезненное.
Иллюзии и галлюцинации так же относятся к патологиям восприятия.

Гуревич Геннадий Львович
Наш эксперт в данной сфере:
Гуревич Геннадий Львович
Психиатр, врач высшей категории, дмн
Записаться онлайн

Патология мышления и речи

Мышление — это процесс, следовательно, в диагностике следует уделять внимание особенностям протекания мышления в большей степени, чем его результативности. Результативность мышления, т.е. способность решать те или иные задачи относится к оценке интеллекта.
Особенности процесса мышления оцениваются по следующим качествам:

  • Скорость (темп) мышления.
  • Глубина — способность понимать суть явления, оценивает явление не по формальном признакам
  • Последовательность — логичный, последовательный ход размышлений. Обоснованность суждений
  • Гибкость — способность при необходимости менять намеченный план действий
  • Критичность — правильная оценка ситуации, имение сопоставить субъективную реальность и свои субъективные представления

Навязчивые состояния

Навязчивыми бывает мысли, влечения, страхи, действия, воспоминания. Для всех навязчивых состояний характерна:

  • Непроизвольность возникновения, без желания ребенка
  • Безуспешность попыток побороть навязчивое состояние
  • Критическое отношение к своему состояния, понимание болезненности происходящего

Виды навязчивых явлений у ребенка:

  • обсессии (навязчивые мысли, воспоминания и влечения);
  • фобии (сильный, необоснованный страх людей, предметов или явлений);
  • компульсии навязчивые движения, которые могут носить характер защитных действий при страхах или стереотипных движений
тревожное расстройство у детей

Рис. 2 — Психические расстройства и нарушения в развитии у детей разного возраста

Расстройства памяти и интеллекта

Выделяют количественные и качественные расстройства памяти у ребенка. Патологическое усиление памяти характерно для состояний при интоксикациях ПАВ (психоактивными веществами) и в маниакальном эпизоде. Патологическое снижение памяти у детей проявляется затруднением в запоминании новой информации, сложностями с запоминанием имен, припоминаем слов в нужный момент.
Качественные расстройства памяти проявляются в искажении содержания воспоминаний. Ребенок помнит то, чего никогда не было.
Патологии интеллекта в детском возрасте встречаются чаще в форме умственной отсталости. В основном страдает абстрактное мышление.

Патология эмоций

Патология эмоций у ребенка проявляется в аффективных расстройствах, тревожном состоянии, мании, эмоциональной черствости.
Оценивается по следующим показателям:

  • лабильность эмоций — резкие, неконтролируемые изменения эмоций по незначительным поводам, от смеха к слезам и обратно
  • возбудимость
  • ригидность — вязкость эмоциональных переживаний, застревание на одной эмоции, злопамятность
  • обеднение эмоций — общий недостаток эмоций, утрата привязанностей и способности к состраданию, примитивные эмоциональные реакции, апатия

Патология волевой сферы (влечений и воли)

К патологиям влечений относятся нарушения пищевого, полового поведения, инстинкта самосохранения, импульсные влечения.
В свою очередь расстройство пищевого поведения проявляется булимиями, анорексиями, парарексиями (поеданием несъедобного или избежанием определенных видов пищи).
Расстройства инстинкта самосохранения проявляются в ипохондрии и склонности к самоубийству, членовредительству.
К импульсивные влечения проявляются влечением к бродяжничеству, импульсным влечением к краже, влечением к поджогам, влечением к ругательствам.

Патологии воли проявляются в гипербулии — чрезмерной деятельности и настойчивости в реализации идей или в гипобулии — понижении волевой активности вплоть до полного отсутствия поведенческой активности и попыток реализации замыслов.

Патология внимания и сознания

Нарушения в развитии и неустойчивость внимания у ребенка проявляется в неспособности удерживать фокус внимания на объекте. Ребенок часто отвлекается на посторонние стимулы, испытывает трудности в сосредоточении на выполнении какой-либо деятельности. Негрубые нарушения внимания у детей называются Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Требуется консультация детского психиатра Позвоните врачу
Консультация ВРАЧА психиатра

Комплексные первичные мероприятия проводятся по алгоритму

  • беседа для точного определения проблемы;
  • избрание оптимальной схемы лечения;
  • разъяснение плана действий пациента для скорейшего выздоровления.

Время консультации – до 60 минут.

На данном этапе пациент получает конкретные рекомендации, узнает прогноз заболевания.

Стоимость 5 000 ₽
Амбулаторное лечение
  • Амбулаторное лечение позволяет работающим лицам выполнять трудовую деятельность, не прерывая курс терапии;
  • Условием нахождения в стационаре является некритичное состояние пациента;
  • Амбулаторное лечение включает: медикаментозную терапию, полноценное питание, пребывание в комфортных палатах, контроль опытным медперсоналом;

Пройти курс, посещая лечебное заведение,увеличивает шансы на полное выздоровление!

Стоимость 8 000 ₽
Стационарное лечение
  • Нахождение в стационаре дает возможность своевременно получить требуемую медицинскую помощь;
  • Госпитализация в стационар – безальтернативное решение при тяжелых психических состояниях;
  • Фармакологическая терапия проводится исключительно сертифицированными препаратами;

Две недели стационара может заменить до трех-четырех месяцев «домашнего лечения»! Выздоровление возможно!

Стоимость от 7 000 ₽
Врач психиатр, психиатр-нарколог, психотерапевт, кандидат медицинских наук
Психиатр Психотерапевт
Кандидат наук, Врач высшей категории Стаж: 9 лет
Врач - психиатр, психиатр - нарколог
Нарколог Психиатр
Кандидат наук Стаж: 20 лет
Психиатр, врач высшей категории, дмн
Психиатр
Доктор наук, Врач высшей категории Стаж: 28 лет
Психотерапевт, психиатр-нарколог
Нарколог Психотерапевт
Доктор наук, Профессор Стаж: 24 года
Медицинский психолог
Нейропсихолог Психолог
Стаж: 8 лет
Врач психиатр, нарколог, доктор медицинских наук.
Нарколог Психиатр
Доктор наук, Профессор Стаж: 43 года
Психиатр - нарколог, психотерапевт
Нарколог Психиатр Психотерапевт
Врач высшей категории Стаж: 14 лет
Врач - психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог
Нарколог Психиатр Психотерапевт
Врач высшей категории Стаж: 25 лет
Психолог реабилитационного сопровождения
Нейропсихолог Психолог Психолог реабилитационного сопровождения
Стаж: 7 лет
Врач-психиатр, психотерапевт
Психиатр Психотерапевт
Врач высшей категории Стаж: 21 год
Гуревич Геннадий Львович
Данная статья проверена экспертом:
Психиатр, врач высшей категории, дмн
Задать свой вопрос врачу Вы можете по телефону:
Горячая линия помощи - Круглосуточно (24/7)