Симптомы депрессии известны со времён Гиппократа, однако до середины XX века считалось, что депрессии в подростковом возрасте не бывает. Сегодня психиатрам известно, что депрессией могут страдать даже младенцы (например, из-за резкой смены обстановки, разлуки со значимым взрослым, обычно матерью).
По данным ВОЗ распространённость заболевания составляет от 0,5% до 10%, в зависимости от возрастной группы.
Что такое детская и подростковая депрессия
Депрессия у детей и подростков — это психическое аффективное расстройство, которое характеризуется моторной заторможенностью, неспособностью переживать позитивные эмоции, негативным восприятием себя и окружающего мира.
Заболеванию депрессии у детей и подростков сопутствуют:
- фобии
- соматические недомогания (головные боли, расстройства пищеварения)
- нарушения социальной адаптации
- тревожность
- чувство грусти
Иногда со стороны может казаться, что ребёнок просто «скучает» — ничем не интересуется, не знает, чем себя занять.
МКБ-10 включает несколько вариантов детского депрессивного расстройства:
- тревожное расстройство, вызванное разлукой с близкими людьми;
- фобическое расстройство детского возраста — характеризуется наличием страхов, специфических для каждой возрастной группы;
- социальное тревожное расстройство — формируется на почве взаимодействия с малознакомыми людьми, при столкновении с непривычными социальными ситуациями;
- смешанные расстройства поведения и эмоций — ипохондрия дополняется вспышками агрессии или замкнутости, игнорированием норм поведения.
Подростковая депрессия хорошо поддаётся лечению, однако лишь один из пяти получает квалифицированную помощь — родители и педагоги часто списывают клинические симптомы заболевания на трудный характер или особенности возраста. Между тем игнорировать расстройство опасно: депрессия у детей негативно отражается на психическом, эмоциональном и физическом развитии. Специалисты говорят, что около 25% «взрослых» депрессий уходят корнями в подростковый возраст.
Причины развития депрессии у детей
Детская депрессия — многофакторное заболевание, которое может быть обусловлено генетическими, биологическими, психосоциальными причинами. Ведущие факторы, провоцирующие развитие депрессии, определяются возрастом ребенка. Чем он младше, тем большее значение имеют психофизиологические причины. С возрастом к личным особенностям пациента добавляются сложности социализации.
Возможные причины детской депрессии:
- Поражения ЦНС. Аффективные нарушения могут развиваться на фоне повреждения клеток головного мозга, вызванного внутриутробными инфекциями, гипоксией плода, родовой асфиксией.
- Наследственность. Установлено, что предрасположенность к депрессии имеет наследственный характер. Если в семье есть родственники, страдающие психическими или неврологическими нарушениями, это повод для тщательного наблюдения за здоровьем ребёнка.
- Деструктивные семейные отношения. Причиной депрессивного состояния может быть разрыв контакта с родителями — физическое расставание (отъезд, изъятие из семьи) или эмоциональное отчуждение (алкоголизация родителей, отсутствие интереса к ребёнку). К провоцирующим факторам также относится эмоциональное или физическое насилие внутри семьи или патологический стиль воспитания (гиперопека, равнодушие, противоречивые требования).
- Социальные отношения. Межличностные отношения (необходимость выстраивать отношения со сверстниками, подчиняться педагогам) становятся источником стресса.
Депрессия у детей развивается при наличии предрасположенности и всё усложняющихся социальных условий. Неспособность справляться с требованиями взрослых заставляет ребёнка чувствовать себя глупым, слабым. Низкая самооценка формирует подавленность, тревожность, нервозность. Каждая сложная проблема, особенно, если она заканчивается неудачей, увеличивает риск развития болезни.
Симптомы депрессии у подростков
Характерной чертой детского депрессивного расстройства является маскированность — чем младше пациент, тем сложнее диагностировать нарушение и приступить к лечению.
Маленькие дети не умеют распознавать и оценивать свои эмоции, они не могут пожаловаться, внятно рассказать, что чувствуют. В раннем возрасте на первое место выходят соматические симптомы — нарушения сна и аппетита, нарушения пищеварения, учащенное сердцебиение, боли различной локализации, быстрая утомляемость.
Ярко выражена беспредметная тревожность, которая усиливается к вечеру. Малыши пугаются новой обстановки, незнакомых людей, непродолжительного одиночества. Дети дошкольного возраста плохо адаптируются в детском саду, боятся, что родители не заберут их домой. С годами могут появляться навязчивые мысли о смерти родителей, несчастных случаях, природных катаклизмах. Формируются фобии, развиваются панические атаки.
У школьников депрессия формирует поведенческие изменения — у детей появляется замкнутость, апатия, скука. Снижение интереса к социуму влечёт за собой дезадаптацию, ухудшается школьная успеваемость.
Часто отмечается эмоциональный регресс: ребёнок становится слезливым, успокаивается при укачивании, как маленький. Вместе с тем детская депрессия может выражаться через озлобленность — склонность к угрюмости, упрёкам, обвинениям.
Примерно у 60% детей, страдающих депрессией, появляются суицидальные мысли.
Как подготовить ребёнка к посещению психиатра
Первое посещение психиатра не требует особой подготовки. Лучше всего не акцентировать внимание ребёнка на специализации врача, чтобы не вызывать лишних переживаний.
Дошкольнику можно объяснить, что специалист не будет выполнять болезненных манипуляций, а просто поговорит с маленьким пациентом о его депрессивных эпизодах, его состоянии и настроении. Обратите внимание ребёнка на тот факт, что во время визита вы постоянно будете рядом с ним.
Подростки чаще сопротивляются визиту к специалисту, поскольку считают это постыдным или боятся последствий. На аргументы вроде «Я не псих» следует реагировать спокойно. Не нужно отвечать обвинениями или указаниями на плохую успеваемость, недисциплинированность. Лучше рассказать подростку, что в депрессии нет ничего стыдного, это такое же заболевание, как любое другое. Кроме того, важно уточнить, что в большинстве случаев депрессивное расстройство лечится амбулаторно, а не в стационаре.
Диагностика заболевания
В работе с пациентами используется метод клинической беседы, инструментальные обследования, опрос родителей, тест на депрессию подростка — это психологическое тестирование с закрытыми (подразумевающими однозначный ответ) и открытыми (с развёрнутым объяснением) вопросами.
Комплексное обследование расстройства включает консультацию педиатра, клинического психолога, невролога, других узких специалистов.
Признаки депрессии у подростков
До четырёх лет заболевание диагностируется методом выявления факторов риска физиологического характера. В старшем возрасте диагносты обращают пристальное внимание на эмоциональные изменения, социальные и семейные факторы. При отсутствии признаков соматических заболеваний пациента направляют к психиатру. Специалист оценивает поведенческие и эмоциональные реакции ребёнка, изучает заключения невролога и психолога, а затем устанавливает соответствующий диагноз.
Для полноты картины важно выяснить, принимает ли пациент какие-либо препараты: некоторые лекарственные средства могут вызывать депрессивное состояние.
Лечение заболевания
Наиболее эффективным методом лечения депрессии у подростков и детей является сочетание лекарственной и психологической терапии.
Комплексное лечение включает:
- Приём антидепрессантов. Ингибиторы обратного захвата серотонина сглаживают проявления фобий, панических атак, подавленности. Препараты отличаются низкой вероятностью возникновения побочных эффектов.
- Когнитивно-поведенческая и семейная психотерапия. Когнитивная терапия учит ребёнка осознавать и адекватно выражать эмоции, управлять настроением при помощи различных техник. Семейные занятия направлены на восстановление гармоничных отношений, создание условий для скорейшего выздоровления.
- Социально-реабилитационные мероприятия. После устранения тяжёлых симптомов родителям рекомендуют сообщить о диагнозе педагогам, подчеркнуть важность эмоциональной поддержки, соблюдения рекомендованной специалистом нагрузки и вместе с тем конфиденциальности информации о расстройстве.
Длительность терапии составляет от 6 до 12 месяцев. Только специалист имеет право принимать решение о прекращении терапии. Родители не должны самовольно отменять приём лекарств, даже если поведение ребёнка выглядит нормальным.
Профилактика депрессии у подростков
Специалисты отмечают высокий риск развития повторных эпизодов депрессии у подростков: около 25% рецидивов происходят через год после окончания лечения, примерно 70% пациентов повторно сталкиваются с депрессией в течение пяти лет.
Профилактика депрессии у детей заключается в создании благоприятной семейной обстановки, установлении близких, доверительных отношений. Нужно участвовать в жизни ребёнка, но при этом не подавлять его инициативу родительской гиперопекой. Важную роль в поддержании психического здоровья ребёнка играет врачебный контроль, ответственный приём назначенных препаратов, посещение психотерапевтических и реабилитационных занятий.