Нарушение поведения у детей

расстройство поведения у детей

О нарушениях, или расстройствах говорят в тех случаях, когда в течение длительного времени у ребенка наблюдается заметное несоответствие поведения социальным и возрастным нормам. Чаще нарушения поведения встречаются среди мальчиков. 

Причины нарушения поведения

Причины развития нарушений у детей различаются в зависимости от их вида:

  • компенсаторные нарушения возникают из-за проблем с социализацией; 
  • функциональные вызваны перестройкой нервной системы в переходном возрасте;
  • структурные развиваются из-за органического поражения мозга;
  • клинико-патологические являются следствием психических расстройств (аутизма, шизофрении, биполярного расстройства и др.).

Виды нарушения поведения

Компенсаторные нарушения развиваются как защитная реакция ребенка на трудности во взаимодействии с окружающими, проблемы в семье, в школе. Ребенок таким образом ищет способ справиться с ситуацией и собственными эмоциями. Особенно часто компенсаторные расстройства развиваются у детей из неблагополучных семей, когда с самого начала ребенок вынужден расти в нездоровой небезопасной атмосфере и приспосабливаться к ней.

Развитие функциональных нарушений у ребенка возникает в подростковом возрасте, когда перестраивается структура головного мозга и уменьшаются отделы, связанные с эмоциональным восприятием действительности, эмпатией и сопереживанием. Это естественный процесс, собственно и являющийся причиной переходного возраста, и в норме к совершеннолетию изменения полностью компенсируются, а нарушения, соответственно, сходят на нет.

Гуревич Геннадий Львович
Наш эксперт в данной сфере:
Гуревич Геннадий Львович
Психиатр, врач высшей категории, дмн
Записаться онлайн

Структурные нарушения у ребенка разделяют на аффективно-неустойчивые, более распространенные, и эмоционально-лабильные. При аффективно-неустойчивых расстройствах это напоминает проявление психопатии (немотивированная агрессия, повышенная возбудимость, бесцеремонность, низкий самоконтроль, отсутствие чувства вины, раскаяния). Для эмоционально-лобильных нарушений характерны заторможенность и быстрая эмоциональная истощаемость, повышенная утомляемость, общая пассивность, проблемы с концентрацией внимания, но может наблюдаться компенсаторная гиперактивность. Вариации структурных нарушений часто могут сочетаться, сменяя друг друга. 

Проявления клинико-патологических расстройств поведения зависят от психического расстройства, которым они вызваны, и его вариаций и соответствуют их признакам. Например, при разных типах шизофрении нарушения поведения будут заметно отличаться. 

Нарушение эмоционально-волевого поведения

Нарушения эмоционально-волевого поведения обычно вызваны длительным или хроническим стрессом, психологической травмой, чрезмерным контролем и опекой или, наоборот, отсутствием таковых, психастенией (расстройством, связанным с аномально повышенной критичностью к себе), иногда гормональными нарушениями или острой нехваткой витаминов. 

Основными проявлениями нарушения эмоционально-волевого поведения являются:

  1. быстрая психическая утомляемость;
  2. повышенная тревожность;
  3. повышенная импульсивность;
  4. агрессивность, в т. ч. аутоагрессия;
  5. общая эмоциональная напряженность;
  6. избегание близких контактов;
  7. яркое недоверие к окружающим;
  8. низкая мотивация к успеху, неустойчивость к трудностям;
  9. проблемы с эмпатией.

Выделяют два типа нарушений эмоционально-волевого поведения – импульсивный и пограничный.

Требуется консультация детского психиатра Позвоните врачу

Характерными особенностями импульсивного типа являются необдуманные поступки под действием эмоций, агрессивное неприятие критики. Этот тип нарушений часто встречается при психопатии, однако это не означает, что она в обязательном порядке наличествует у ребенка с подобным расстройством поведения.

При пограничном типе наблюдаются чрезмерные эмоциональные реакции на любые события, низкая устойчивость к стрессам, преувеличение масштабов своих неудач, как следствие – повышен риск суицида или развития зависимостей. Этот тип особенно характерен для подросткового возраста. 

Девиантное поведение детей и подростков

Девиантным, или отклоняющимся, поведением называются формы нарушения поведения у подростков (с 12–13 лет), предполагающие яркое противоречие, пренебрежение или вызов общепринятым правилам (в семье, школе и т. д.) и/или социальным нормам как таковым. Предпосылки девиантного поведения, как правила, формируются еще в детстве.

Виды и формы девиантного поведения

Типы девиантного поведения:

  • Деструктивное: направлено на причинение вреда самому себе – различные формы аутоагрессии вплоть до суицидальных попыток
  • Асоциальное: наиболее разнообразный тип, от создания намеренно вызывающего имиджа и отказа соблюдать школьные правила, хулиганства до склонности к бродяжничеству, раннего начала половой жизни, зависимостей; асоциальное поведение может нести вред и подростку, и окружающим, но действия не являются противоправными
  • Антисоциальное (противоправное): предполагает совершение непосредственно преступных действий – грабеж, причинение тяжких телесных повреждений, сексуальное насилие и др.

Причины девиантного поведения у ребенка могут быть внутренними и внешними, и часто сочетаются, усугубляя ситуацию. Внутренние причины – это и временные особенности подросткового возраста, и врожденные патологии нервной системы или отягощенная наследственность (например, у ребенка родителей с зависимостями). К внешним причинам относятся различные формы семейного неблагополучия, неуспеваемость в школе, конфликты с учителями, проблемы со сверстниками. Чем больше этих явлений наблюдается в жизни подростка, тем выше риск развития девиантного поведения. 

Без необходимой коррекции девиантное поведение с высокой вероятностью может закрепиться, в конечном итоге приведя к отсутствию социализации, непосредственной угрозе жизни и благополучию самого подростка (в настоящем и взрослом будущем) и окружающих (тяжелые формы зависимости, суицид, судимости). 

Диагностика расстройств поведения

В ряде случаев бывает непросто отличить нарушения поведения от возрастного кризиса, поэтому диагностировать нарушение поведения может только специалист — детский психиатр. Основой диагностики расстройство поведения, помимо непосредственно беседы с родителями и ребенком, составляют специализированные опросники, помогающие составить картину о поведении ребенка за некий значимый период (обычно последние полгода). При необходимости привлекаются другие специалисты и формы исследований (анализы крови, МРТ и др.), чтобы определить или исключить, например, наличие наркотической зависимости, аномалии в головном мозге и т. д.

Если поведение ребенка в последнее время вызывает опасение, запишитесь на консультацию к специалисту. Мы подберем для Вас удобное время и гарантируем конфиденциальность. 

Ответьте на вопросы теста для оценки состояния Вашего психического здоровья
Тест на признаки психического напряжения и невротических тенденций у детей

Коррекция расстройств поведения

Способы коррекции расстройств поведения зависят от их типа, причин возникновения, степени выраженности, возраста, психологических особенностей ребенка и ряда других факторов, поэтому программа коррекции составляется психиатрами Клиники Детской Психиатрии в Москве индивидуально и корректируется в процессе в соответствии с изменениями состояния ребенка. 

Основу коррекции расстройств поведения составляют психотерапевтические методики в рамках индивидуальной, семейной, групповой психотерапии, подбираемые в соответствии с симптомами и направленные на предупреждение нежелательного поведения путем:

  • развития эмпатии, понимания необходимости принимать во внимание чувства других людей;
  • развития навыков самонаблюдения и самоконтроля, прогнозирования последствий своих действий;
  • стимуляции положительных эмоций;
  • расширения кругозора и сферы интересов; 
  • развития мотивации на успех в сочетании с повышением устойчивости к трудностям;
  • положительного подкрепления даже небольших промежуточных успехов терапии и др.
Требуется консультация детского психиатра Позвоните врачу

Психотерапия может дополняться медикаментозной терапией для повышения ее эффективности. Возможно использование как какого-то одного препарата, так и сочетание нескольких (антидепрессантов, нормотимиков, ноотропов с седативным эффектом, легких нейролептиков). 

Консультация ВРАЧА психиатра

Комплексные первичные мероприятия проводятся по алгоритму

  • беседа для точного определения проблемы;
  • избрание оптимальной схемы лечения;
  • разъяснение плана действий пациента для скорейшего выздоровления.

Время консультации – до 60 минут.

На данном этапе пациент получает конкретные рекомендации, узнает прогноз заболевания.

Стоимость 5 000 ₽
Амбулаторное лечение
  • Амбулаторное лечение позволяет работающим лицам выполнять трудовую деятельность, не прерывая курс терапии;
  • Условием нахождения в стационаре является некритичное состояние пациента;
  • Амбулаторное лечение включает: медикаментозную терапию, полноценное питание, пребывание в комфортных палатах, контроль опытным медперсоналом;

Пройти курс, посещая лечебное заведение,увеличивает шансы на полное выздоровление!

Стоимость 8 000 ₽
Стационарное лечение
  • Нахождение в стационаре дает возможность своевременно получить требуемую медицинскую помощь;
  • Госпитализация в стационар – безальтернативное решение при тяжелых психических состояниях;
  • Фармакологическая терапия проводится исключительно сертифицированными препаратами;

Две недели стационара может заменить до трех-четырех месяцев «домашнего лечения»! Выздоровление возможно!

Стоимость от 7 000 ₽
Врач психиатр, психиатр-нарколог, психотерапевт, кандидат медицинских наук
Психиатр Психотерапевт
Кандидат наук, Врач высшей категории Стаж: 9 лет
Врач - психиатр, психиатр - нарколог
Нарколог Психиатр
Кандидат наук Стаж: 20 лет
Психиатр, врач высшей категории, дмн
Психиатр
Доктор наук, Врач высшей категории Стаж: 28 лет
Психотерапевт, психиатр-нарколог
Нарколог Психотерапевт
Доктор наук, Профессор Стаж: 24 года
Медицинский психолог
Нейропсихолог Психолог
Стаж: 8 лет
Врач психиатр, нарколог, доктор медицинских наук.
Нарколог Психиатр
Доктор наук, Профессор Стаж: 43 года
Психиатр - нарколог, психотерапевт
Нарколог Психиатр Психотерапевт
Врач высшей категории Стаж: 14 лет
Врач - психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог
Нарколог Психиатр Психотерапевт
Врач высшей категории Стаж: 25 лет
Психолог реабилитационного сопровождения
Нейропсихолог Психолог Психолог реабилитационного сопровождения
Стаж: 7 лет
Врач-психиатр, психотерапевт
Психиатр Психотерапевт
Врач высшей категории Стаж: 21 год
Гуревич Геннадий Львович
Данная статья проверена экспертом:
Психиатр, врач высшей категории, дмн
Задать свой вопрос врачу Вы можете по телефону:
Горячая линия помощи - Круглосуточно (24/7)