О нарушениях, или расстройствах говорят в тех случаях, когда в течение длительного времени у ребенка наблюдается заметное несоответствие поведения социальным и возрастным нормам. Чаще нарушения поведения встречаются среди мальчиков.
Причины нарушения поведения
Причины развития нарушений у детей различаются в зависимости от их вида:
- компенсаторные нарушения возникают из-за проблем с социализацией;
- функциональные вызваны перестройкой нервной системы в переходном возрасте;
- структурные развиваются из-за органического поражения мозга;
- клинико-патологические являются следствием психических расстройств (аутизма, шизофрении, биполярного расстройства и др.).
Виды нарушения поведения
Компенсаторные нарушения развиваются как защитная реакция ребенка на трудности во взаимодействии с окружающими, проблемы в семье, в школе. Ребенок таким образом ищет способ справиться с ситуацией и собственными эмоциями. Особенно часто компенсаторные расстройства развиваются у детей из неблагополучных семей, когда с самого начала ребенок вынужден расти в нездоровой небезопасной атмосфере и приспосабливаться к ней.
Развитие функциональных нарушений у ребенка возникает в подростковом возрасте, когда перестраивается структура головного мозга и уменьшаются отделы, связанные с эмоциональным восприятием действительности, эмпатией и сопереживанием. Это естественный процесс, собственно и являющийся причиной переходного возраста, и в норме к совершеннолетию изменения полностью компенсируются, а нарушения, соответственно, сходят на нет.
Структурные нарушения у ребенка разделяют на аффективно-неустойчивые, более распространенные, и эмоционально-лабильные. При аффективно-неустойчивых расстройствах это напоминает проявление психопатии (немотивированная агрессия, повышенная возбудимость, бесцеремонность, низкий самоконтроль, отсутствие чувства вины, раскаяния). Для эмоционально-лобильных нарушений характерны заторможенность и быстрая эмоциональная истощаемость, повышенная утомляемость, общая пассивность, проблемы с концентрацией внимания, но может наблюдаться компенсаторная гиперактивность. Вариации структурных нарушений часто могут сочетаться, сменяя друг друга.
Проявления клинико-патологических расстройств поведения зависят от психического расстройства, которым они вызваны, и его вариаций и соответствуют их признакам. Например, при разных типах шизофрении нарушения поведения будут заметно отличаться.
Нарушение эмоционально-волевого поведения
Нарушения эмоционально-волевого поведения обычно вызваны длительным или хроническим стрессом, психологической травмой, чрезмерным контролем и опекой или, наоборот, отсутствием таковых, психастенией (расстройством, связанным с аномально повышенной критичностью к себе), иногда гормональными нарушениями или острой нехваткой витаминов.
Основными проявлениями нарушения эмоционально-волевого поведения являются:
- быстрая психическая утомляемость;
- повышенная тревожность;
- повышенная импульсивность;
- агрессивность, в т. ч. аутоагрессия;
- общая эмоциональная напряженность;
- избегание близких контактов;
- яркое недоверие к окружающим;
- низкая мотивация к успеху, неустойчивость к трудностям;
- проблемы с эмпатией.
Выделяют два типа нарушений эмоционально-волевого поведения – импульсивный и пограничный.
Характерными особенностями импульсивного типа являются необдуманные поступки под действием эмоций, агрессивное неприятие критики. Этот тип нарушений часто встречается при психопатии, однако это не означает, что она в обязательном порядке наличествует у ребенка с подобным расстройством поведения.
При пограничном типе наблюдаются чрезмерные эмоциональные реакции на любые события, низкая устойчивость к стрессам, преувеличение масштабов своих неудач, как следствие – повышен риск суицида или развития зависимостей. Этот тип особенно характерен для подросткового возраста.
Девиантное поведение детей и подростков
Девиантным, или отклоняющимся, поведением называются формы нарушения поведения у подростков (с 12–13 лет), предполагающие яркое противоречие, пренебрежение или вызов общепринятым правилам (в семье, школе и т. д.) и/или социальным нормам как таковым. Предпосылки девиантного поведения, как правила, формируются еще в детстве.
Виды и формы девиантного поведения
Типы девиантного поведения:
- Деструктивное: направлено на причинение вреда самому себе – различные формы аутоагрессии вплоть до суицидальных попыток
- Асоциальное: наиболее разнообразный тип, от создания намеренно вызывающего имиджа и отказа соблюдать школьные правила, хулиганства до склонности к бродяжничеству, раннего начала половой жизни, зависимостей; асоциальное поведение может нести вред и подростку, и окружающим, но действия не являются противоправными
- Антисоциальное (противоправное): предполагает совершение непосредственно преступных действий – грабеж, причинение тяжких телесных повреждений, сексуальное насилие и др.
Причины девиантного поведения у ребенка могут быть внутренними и внешними, и часто сочетаются, усугубляя ситуацию. Внутренние причины – это и временные особенности подросткового возраста, и врожденные патологии нервной системы или отягощенная наследственность (например, у ребенка родителей с зависимостями). К внешним причинам относятся различные формы семейного неблагополучия, неуспеваемость в школе, конфликты с учителями, проблемы со сверстниками. Чем больше этих явлений наблюдается в жизни подростка, тем выше риск развития девиантного поведения.
Без необходимой коррекции девиантное поведение с высокой вероятностью может закрепиться, в конечном итоге приведя к отсутствию социализации, непосредственной угрозе жизни и благополучию самого подростка (в настоящем и взрослом будущем) и окружающих (тяжелые формы зависимости, суицид, судимости).
Диагностика расстройств поведения
В ряде случаев бывает непросто отличить нарушения поведения от возрастного кризиса, поэтому диагностировать нарушение поведения может только специалист — детский психиатр. Основой диагностики расстройство поведения, помимо непосредственно беседы с родителями и ребенком, составляют специализированные опросники, помогающие составить картину о поведении ребенка за некий значимый период (обычно последние полгода). При необходимости привлекаются другие специалисты и формы исследований (анализы крови, МРТ и др.), чтобы определить или исключить, например, наличие наркотической зависимости, аномалии в головном мозге и т. д.
Если поведение ребенка в последнее время вызывает опасение, запишитесь на консультацию к специалисту. Мы подберем для Вас удобное время и гарантируем конфиденциальность.
Коррекция расстройств поведения
Способы коррекции расстройств поведения зависят от их типа, причин возникновения, степени выраженности, возраста, психологических особенностей ребенка и ряда других факторов, поэтому программа коррекции составляется психиатрами Клиники Детской Психиатрии в Москве индивидуально и корректируется в процессе в соответствии с изменениями состояния ребенка.
Основу коррекции расстройств поведения составляют психотерапевтические методики в рамках индивидуальной, семейной, групповой психотерапии, подбираемые в соответствии с симптомами и направленные на предупреждение нежелательного поведения путем:
- развития эмпатии, понимания необходимости принимать во внимание чувства других людей;
- развития навыков самонаблюдения и самоконтроля, прогнозирования последствий своих действий;
- стимуляции положительных эмоций;
- расширения кругозора и сферы интересов;
- развития мотивации на успех в сочетании с повышением устойчивости к трудностям;
- положительного подкрепления даже небольших промежуточных успехов терапии и др.
Психотерапия может дополняться медикаментозной терапией для повышения ее эффективности. Возможно использование как какого-то одного препарата, так и сочетание нескольких (антидепрессантов, нормотимиков, ноотропов с седативным эффектом, легких нейролептиков).