Профилактика нарушения психического развития детей

нарушения психического развития детей

Нарушения психического развития у детей: понятие и особенности

Нарушения психического развития представляют собой комплекс расстройств, которые влияют на эмоциональное состояние, когнитивные функции и поведение ребенка. Эти нарушения могут быть обнаружены в раннем возрасте и оказывают значительное воздействие как на повседневную жизнь, так и на его будущее. Сюда включаются такие проблемы, как задержка психического развития, аутичные спектры расстройств, а также различные эмоционально-поведенческие и невротические расстройства.

Особенности развития детей заключаются в том, что оно является очень индивидуальным процессом и проходит через определенные стадии. Важно отметить, что каждый ребенок развивается в своем собственном темпе, однако есть определенные “контрольные точки”, которые используются врачами для оценки соответствия возрасту.

Виды нарушений 

Психическое становление ребенка – это сложный и многоступенчатый процесс, который может протекать не всегда гладко. Задержка развития у детей – это широкий спектр состояний, которые могут влиять на эмоциональное благополучие, обучение и поведение.

Расстройства аутистического спектра (РАС). РАС характеризуются трудностями в социальном взаимодействии, ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Дети с аутизмом могут испытывать проблемы с общением и часто чувствуют себя лучше в одиночестве.

Требуется экстренная консультация?

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

СДВГ – это расстройство, при котором проявляется невнимательность, импульсивность и избыточную активность. Это может затруднять концентрацию на задачах или поддержание порядка в поведении.

  1. Задержка психического развития. Это термин используется для описания ситуации, когда уровень интеллектуального или эмоционального становления отстает от сверстников. Задержки могут быть легкими или более серьезными.
  2. Расстройства обучения. К таковым относятся дислексия (трудности с чтением), дисграфия (проблемы с написанием) и дискалькулия (сложности с математикой). Расстройства обучения не связаны с интеллектом; скорее они указывают на то, что у есть особые потребности при получении новой информации.
  3. Эмоциональные расстройства. К эмоциональным расстройствам можно отнести тревожные расстройства, фобии, а также посттравматические стрессовые расстройства. Они могут возникать как ответ на стрессовые факторы или изменения в жизни.
  4. Поведенческие проблемы. Под этот термин подпадают состояния как оппозиционное вызывающее расстройство или расстройство поведения. Такие проблемы часто выражаются через агрессивное поведение и непослушание.
нарушения психического развития детей

Что делать?

Если вы заметили признаки каких-либо нарушений, необходимо:

  1. Обратиться к детским специалистам – педиатрам, психологам, неврологам или психиатрам.
  2. Пройти комплексную оценку для точной постановки диагноза.
  3. Использовать индивидуальный подход к каждому случаю.
  4. Принять все возможные методы коррекции, которые могут помочь: от лечения до образовательных программ.
  5. Поддерживать ребенка, создавая безопасную окружающую среду для его воспитания.

Данное расстройство не является приговором; правильная помощь может значительно улучшить качество жизни ребёнка и его будущие перспективы.

Профилактика 

Профилактика является важной составляющей обеспечения здорового роста и адаптации подрастающего поколения в обществе. Ее задача — предотвратить возникновение проблем, а также минимизировать негативное влияние различных факторов, которые могут спровоцировать такие нарушения.

Требуется консультация детского психиатра Позвоните врачу

Технология первичной профилактики

Первичная профилактика направлена на предотвращение возникновения нарушений психического здоровья до того, как они проявятся. В ее основе лежит создание благоприятных условий для развития, а также информирование и обучение родителей или опекунов.

  • Создание благоприятной среды. Благоприятная среда предполагает эмоциональную теплоту, любовь и поддержку со стороны семьи. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя безопасно и принято за то, кто он есть и какой он. Кроме того, нужно обеспечить доступ к качественному образованию и возможности для всестороннего развития.
  • Информирование и обучение родителей. Родители должны быть информированы о нормах психологического развития детей и признаках возможных отклонений. Обучение методам правильного воспитания, коммуникации и установления границ в поведении помогает родителям предупредить многие проблемы.

Этапы и меры профилактики 

Процесс можно разделить на несколько основных этапов:

  1. Ранняя профилактика — с первых дней жизни.
  2. Дошкольный период — акцент на социализации и эмоциональном становлении.
  3. Школьный возраст — поддержка учебного процесса и социальной адаптации.
  4. Подростковый период — помощь в самоидентификации и профессиональном самоопределении.
психическое развитие ребенка

Ранняя профилактика — с первых дней жизни

С первых дней жизни малыша важно обеспечить благоприятные условия для его физического и психологического развития. Это включает в себя достаточное материнское внимание, любовь и заботу, а также отсутствие стрессовых ситуаций в семье. На данном этапе особое значение имеет формирование прочной эмоциональной связи между младенцем и родителями, что является фундаментом для здоровой психики ребенка.

Дошкольный период — акцент на социализации

В дошкольном возрасте следует активно стимулировать социальную адаптацию: общение со сверстниками, участие в групповых играх и занятиях. Важно обучение навыкам самообслуживания и самостоятельности, что способствует формированию уверенности в своих силах. В этот период особое внимание уделяется развитию эмоциональной отзывчивости, способности выражать свои чувства и эмпатии.

Школьный возраст — поддержка учебного процесса и социальной адаптации

На школьном этапе основная задача заключается в поддержке успешной адаптации к учебному процессу и социальной среде школы. Важно предупреждать школьную дезадаптацию, помогать детям находить общий язык с одноклассниками и учителями, обеспечивать должный педагогический подход к каждому ученику. Немалую роль играет формирование навыков самостоятельной работы и ответственности за свое обучение.

Ответьте на вопросы теста для оценки состояния Вашего психического здоровья
Тест на признаки психического напряжения и невротических тенденций у детей

Подростковый период — помощь в самоидентификации и профессиональном самоопределении

Подростковый возраст характеризуется поиском собственного “Я”, экспериментами с социальными ролями, стремлением к независимости от взрослых. Профилактические меры заключаются в поддержке подростков на пути к самопознанию, помощи в выборе будущей профессии, предоставлении информации о возможных жизненных траекториях.

Предупреждение нарушений у детей – это комплексная задача, требующая совместных усилий врачей, родителей и общества в целом. Важно осознавать значимость раннего выявления рисков и проблем в развитии, а также своевременного начала коррекционной работы. Не менее существенны поддержка здорового образа жизни, создание благоприятной эмоциональной среды и стимулирование когнитивного развития ребёнка. Помните о том, что любовь, понимание и внимание к потребностям детей могут предотвратить множество проблем в будущем и помочь ему полностью раскрыть свой потенциал.

Гуревич Геннадий Львович
Данная статья проверена экспертом:
Психиатр, врач высшей категории, дмн
Задать свой вопрос врачу Вы можете по телефону:
Горячая линия помощи - Круглосуточно (24/7)