Особенности детей с расстройствами аутистического спектра

расстройства аутистического спектра

Расстройства аутистического спектра (РАС) — группа психических нарушений, проявляющихся в раннем детском возрасте и сопровождающихся специфическими особенностями взаимодействия с окружающими и поведения. Согласно данным последних исследований, распространенность РАС среди детского населения за последние десятилетия возросла, в среднем составляя 1 случай на 54 ребенка, а у мальчиков этот показатель встречается чаще, чем у девочек.

Чем раньше проявляются симптомы, тем выше вероятность ранней диагностики расстройства аутистического спектра у детей, однако часто признаки заболевания становятся заметными ближе к трехлетнему возрасту — с этого периода начинают фиксироваться наиболее очевидные отклонения в развитии, поведении и социальном взаимодействии.

Поведение детей с расстройствами аутистического спектра

Поведение детей с расстройствами аутистического спектра характеризуется выраженной ограниченностью и стереотипностью интересов, а также нарушениями в области общения. Настороженность родителей должна вызывать пассивность в формировании навыков речевого и социального взаимодействия, односторонний или необычный контакт с игрушками, предметами, отсутствием отклика на имя или адресованные слова.

Также часто фиксируются так называемые поведенческие симптомы, такие как частое повторение одних и тех же движений, повышенная потребность в неизменности окружающей среды и трудности с восприятием изменений в привычном распорядке или в окружении. Признаки расстройства аутистического спектра у детей всё чаще расцениваются не как препятствие, а как особое состояние, требующее понимания и квалифицированной поддержки.

Требуется экстренная консультация?

Особенности детей с расстройствами аутистического спектра

Особенности развития детей с расстройством аутистического спектра проявляются у каждого ребенка по-разному. Характеристика нарушений включает широкий спектр сенсорных, психических, коммуникативных и моторных особенностей:

  1. Сенсорные особенности. У детей с РАС часто отмечается необычная сенсорная реактивность: могут быть сверхчувствительны к звукам, прикосновениям, свету или запахам, либо, напротив, проявлять пониженную реакцию на болевые раздражители. Сенсорная дисгармония приводит к частому избеганию новых ощущений, избирательности в еде или к своеобразным игровым предпочтениям. Одной из причин трудностей в обучении становится неспособность адекватно воспринимать поступающую информацию и ориентироваться на значимые стимулы.
  2. Психические особенности. Наиболее характерны нарушения эмоционального реагирования, трудности в идентификации и выражении собственных желаний, а также ограниченность социальных эмоций в ответ на общение с окружающими. Формирование личности у детей, имеющих расстройства аутистического спектра, происходит иначе: отмечается замкнутость, иногда агрессивные или аффективные вспышки при смене привычного порядка. Часто сопровождаются депрессивными или тревожными состояниями, что усугубляет проблемы во взаимодействии с окружающими.
  3. Расстройства речи и коммуникации. Почти всегда в структуре РАС встречаются специфические нарушения речевой сферы: задержка или полное отсутствие речи, эхолалия (повторение слов или фраз без осмысления), затруднения при построении развернутых фраз. Отсутствует или выражена минимально инициированная речь в ситуациях, когда требуется инициативный контакт, но при этом может сохраняться необычайная память к отдельным словам, фрагментам текста или числам. Сложности с пониманием и употреблением невербальных средств общения (жесты, мимика) приводят к ограниченности социальных контактов, что является ключевым диагностическим симптомом.
  4. Психомоторные и двигательные особенности. Проявляются в наличии стереотипий: повторяющихся движений (выполнение круговых, хлопающих, раскачивающих движений руками или телом), а также трудностей в освоении двигательных навыков — ходьбы, координации, манипуляций мелкой моторикой. Часто обращает на себя внимание недостаточно скоординированный характер движений, неустойчивость походки, замедленное формирование новых моторных реакций. Такие нарушения требуют участия специалистов по реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра для эффективной коррекции двигательных и игровых умений.
  5. Особенности поведения и интересов. Выражается в ограниченности круга интересов, наличии «ритуалов» — повторяющихся последовательностей действий, к которым ребенок привязывается и которые выполняет одинаково каждый день. Сильное беспокойство вызывают даже незначительные изменения в распорядке или обстановке, что проявляется в отказе от новой пищи, маршрута, одежды или активного сопротивления любым нововведениям. Часто предметы используются не по их назначению, а в виде специальных стимулов, например, постоянного вращения или раскладывания в определенном порядке.
  6. Когнитивные (умственные) особенности. Интеллектуальные нарушения могут проявляться как в незначительных трудностях с обучением и развитием, так и в более тяжелых формах, сопровождающихся задержкой психического развития и заметными ограничениями в освоении навыков самообслуживания. Иногда встречаются изолированные «островки» сохранного или даже выдающегося интеллекта — например, фиксация на узких интересах, блестящая память на отдельные детали, математические вычисления или музыкальные способности. Когнитивные трудности чаще всего проявляются в способности к адаптации и самостоятельной организации деятельности, что усугубляет проблемы детей с расстройствами аутистического спектра.
детский аутизм

РАС у детей

Виды расстройств аутистического спектра у детей отличаются как по объему нарушений, так и по особенностям психических, поведенческих, речевых и моторных проявлений, что требует индивидуального подхода при коррекции каждого случая.

Помощь детям с расстройствами аутистического спектра

Комплексная помощь необходима для поддержки и коррекции развития детей с расстройством аутистического спектра. Основой эффективного сопровождения выступает ранняя диагностика расстройства аутистического спектра у детей, что позволяет вовремя подключить ресурсы медицинской, психологической, педагогической поддержки.

При организации рациональной медицинской помощи важно учитывать все аспекты медицинского, социального и педагогического влияния на формирование ключевых навыков, направленных на обучение базовым формам коммуникации, самостоятельности и адаптации в обществе. Большую роль в улучшении качества жизни играет семейная поддержка, обучение близких способам эффективного общения, а также создание специальных условий для обучения и социализации.

Требуется консультация детского психиатра Позвоните врачу

Работа с детьми с расстройствами аутистического спектра

Комплексная поддержка строится с учетом уникальных особенностей развития каждого ребёнка. Ключевым принципом становится регулярность и поэтапность осуществляемой работы, что обеспечивает устойчивое формирование новых социальных и познавательных навыков.

Используются индивидуальные и групповые занятия, основанные на доказательных программах поведенческой терапии и педагогической коррекции. Существенное значение имеют методы сенсорной интеграции, социально-коммуникативного тренинга, а также обучение адаптивным навыкам в повседневной жизни.

Медикаментозное лечение аутизма у детей проводится строго по показаниям, чтобы скорректировать наиболее выраженные психические и поведенческие нарушения. Программа реабилитации составляет мультидисциплинарная команда: детский психиатр, невролог, психолог, логопед, эрготерапевт и другие специалисты, объединяющиеся для достижения прогрессивных изменений.

Важно осознавать, что расстройство аутистического спектра у детей лечится, если под «лечением» понимать не устранение, а системную помощь. Главная цель — максимальная социализация ребенка и реализация индивидуального потенциала, с опорой на ресурсы семьи и общества.

В Клинике Детской Психиатрии особое внимание уделяется комплексной реабилитации, коррекции и поддержке детей с аутизмом. Основным направлением терапии становится создание индивидуальных программ помощи с учетом возраста, уровня психического и речевого развития, а также социальной адаптации ребенка.

Специалисты применяют новейшие методы коррекции – от классической АВА-терапии до инновационных нейропсихологических методик и медикаментозной поддержки. Большое значение придается тесному сотрудничеству специалистов разных направлений, педагогов и семьи. Такой целостный и многоплановый подход к реабилитации помогает повышать качество жизни детей с аутизмом и способствует формированию навыков самостоятельности.

Ответьте на вопросы теста для оценки состояния Вашего психического здоровья
Тест на признаки психического напряжения и невротических тенденций у детей
Куреков Игорь Владимирович
Данная статья проверена экспертом:
Врач - психиатр, психиатр - нарколог
Задать свой вопрос врачу Вы можете по телефону:
Горячая линия помощи - Круглосуточно (24/7)