Особенности развития детей с умственной отсталостью

умственная отсталость у детей

Умственная отсталость — это группа стойких нарушений интеллектуального и адаптивного функционирования, возникающих вследствие органического поражения головного мозга. Данное состояние не является самостоятельным заболеванием, а представляет собой синдром, включающий снижение интеллекта, задержку психического развития, дефицит социального и бытового навыков, нарушения речи и познавательной деятельности. Характерной особенностью является замедленное формирование базовых когнитивных навыков, что сказывается на способности эффективно овладевать знаниями и социальными нормами.

Причины врожденной и приобретенной умственной отсталости у детей

Причины интеллектуального расстройства могут быть врожденные или приобретенные. Среди врожденных факторов особое значение имеют генетические аномалии (например, синдром Дауна), пороки развития центральной нервной системы, неблагоприятное воздействие на плод в период беременности (токсикозы, инфекции, алкоголь, наркотики). Приобретенная форма чаще всего развивается вследствие тяжелых травм головы в раннем возрасте, затяжных инфекционных заболеваний (менингит, энцефалит) или хронической гипоксии. Риск возрастают, если к этим факторам добавляется недостаток должного ухода за ребенком, пренебрежение формированием его познавательной активности и грубые педагогические ошибки.

Требуется экстренная консультация?

Типы и виды умственной отсталости

Согласно международной классификации болезней (МКБ-10), задержка интеллектуального развития подразделяется на следующие степени: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая. При этом выделяют разные формы в зависимости от этиологии:

  • Органическая, связанная с поражением головного мозга.
  • Семейно-культурная, обусловленная педагогической запущенностью и неблагоприятной социально-экономической обстановкой.
  • Сочетанная, при которой существуют как органические, так и социальные факторы.

Разнообразие видов данного нарушения требует индивидуального подхода в диагностике и разработке программ развития детей с умственной отсталостью.

Степени тяжести

Клиническая картина умственной отсталости варьируется в зависимости от степени нарушения интеллектуального функционирования:

  1. Легкая степень. Характеризуется небольшим отклонением в развитии когнитивных навыков. Дети обучаются в коррекционных школах, проявляют склонность к элементарным видам знаний и деятельности, но при этом иногда не справляются с задачами, требующими абстрактного мышления.
  2. Умеренная степень. Уровень интеллекта снижен значительнее, речь развита слабо, имеются серьезные трудности в обучении. Ухудшается способность адаптироваться к окружающему миру, требуется помощь в бытовой и социальной сферах.
  3. Тяжелая форма. Интеллектуальное развитие крайне ограничено, у большинства малышей минимум речевых навыков, отмечаются значительные нарушения поведения у детей. Могут проявляться двигательными несовершенствами, а также застойным общим недоразвитием психики.
  4. Глубокая форма. Характеризуется почти полным отсутствием речи, элементарных навыков самообслуживания, а также способности к социализации.
умственная отсталость у детей

Признаки умственной отсталости у детей

Какие патологии психики наблюдаются при умственной отсталости

Психическое развитие детей с умственной отсталостью включает множество патологий, таких как нарушения эмоциональной сферы, замедление познавательных процессов, слабая память, низкая концентрация внимания, трудности в формировании абстрактного мышления, а также отсутствие устойчивых интересов. Эмоциональное развитие детей с умственной отсталостью идет с большим отставанием, они могут не различать базовые чувства, такие как злость, радость или грусть. Также нередко наблюдаются поведенческие расстройства: возбудимость, апатия, стереотипные действия.

Проявление умственной отсталости

  1. 1-2 года. У малышей этого возраста отставание чаще всего проявляется в позднем формировании двигательных или речевых навыков. Малыш может задерживаться в освоении ползания, ходьбы, а гуление или лепет зачастую возникают с существенным опозданием. Эмоциональная сфера выражена бедно: малыш испытывает сложность в выражении основных эмоций или реагирует однотипно.
  2. До 3 лет. Основное проявление заключается в мало выраженном интересе к окружающему миру и низкой потребности в общении, что препятствует формированию привязанности. Уровень активной речи либо крайне ограничен, либо полностью отсутствует; малыши редко используют жесты или мимику для выражения желаний. Также заметное отставание в мелкой моторике, что особенно видно при попытках манипулировать игрушками.
  3. От 3 до 5 лет. На этом этапе отставание становится более очевидным. Двигательные навыки развиваются медленно, ребенок плохо владеет рукой, испытывает трудности при выполнении элементарных действий. Речь спонтанна, часто несвязанная, с отсутствием грамматической структуры; проявляется нежелание участвовать в играх.
  4. От 5 до 7 лет. Низкий уровень готовности к школьному обучению: они плохо воспринимают задания, не могут долго удерживать внимание, утомляются от малейшего интеллектуального напряжения. Личность на этой стадии формируется крайне мало, понятие социальных норм не усваивается в полной мере. Часто преобладают черты инфантилизма или эмоциональной нестабильности.
  5. 7-10 лет. На фоне сверстников особенно заметно отставание в овладении письмом, чтением или счетом. Нарушается логическая последовательность действий, беден словарный запас, почти отсутствуют учебные интересы. В этот период без соответствующей коррекции возникают еще более глубокие проблемы социализации и адаптации.

Требуется консультация детского психиатра Позвоните врачу

Особенности развития детей с умственной отсталостью

Ключевые особенности включают низкий уровень познавательной активности, отставание в формировании всех видов памяти, слабую способность к анализу и синтезу информации. Часто родители и педагоги отмечают повышенную внушаемость, отсутствие способности к длительному сосредоточению, недостаток интереса к новым видам деятельности. Также страдает координация движений, что влияет на освоение элементарных бытовых навыков.

Социальное воспитание и развитие детей с умственной отсталостью

Социальное развитие детей с умственной отсталостью предполагает значительную роль коррекционной работы, направленной на обучение их базовым социальным нормам: умению приветствовать, просить о помощи, вести диалог. При отсутствии внимания со стороны родителей или педагогов дети с отсталостью умственного развития остаются изолированными и в будущем плохо адаптируются в обществе. Семья играет важную роль в процессе социализации, обеспечивая безопасность, поддержку и эмпатическое взаимодействие. Включение в программы групповых занятий развивает коммуникативные позиции и мягкое взаимодействие с окружающими людьми.

Особенности развития игровой деятельности

Игровая активность, являясь важным элементом психического развития, она оказывается сильно искажена у таких детей. Направление игры часто носит однообразный, стереотипный характер, без элементов творчества или воображения. Коррекционная работа включает постепенное вовлечение более сложных игровых заданий.

умственная отсталость у детей

Диагностика умственной отсталости у детей

Особенности развития познавательной деятельности

Замедленное формирование познавательной активности регулярно проявляется в недостатке любознательности и слабом интересе к новому. Чтобы активировать этот процесс, важно использовать понятные и доступные материалы, многократно давать уже изученные задания, создавая чувство успеха. Особую сложность для таких детей представляет анализ и синтез информации, включая обобщение и сравнение.

Особенности развития речи у детей с умственной отсталостью

Страдает как активная, так и пассивная речь: у большинства малышей наблюдаются затруднения в построении фраз и понимании обращенной речи. Словарный запас беден, грамматический строй речи нарушен, артикуляционный аппарат недостаточно развит. С раннего возраста важно использовать методы логопедического воздействия, чтобы смягчить выраженность данных нарушений.

Особенности художественно-эстетического развития детей с умственной отсталостью

Художественная деятельность у таких детей ограничена из-за слабого воображения и трудностей в координации движений. Рисование, лепка, раскрашивание требуют длительного обучения и постоянной помощи со стороны взрослых. Вместе с тем, правильное формирование эстетических способностей способствует улучшению моторики, внимания и общего психического фона.
В работе с детьми с подобными нарушениями важнейшим направлением остается своевременная диагностика и оказание медицинской помощи.

Клиника детской психиатрии оказывает квалифицированную помощь в обследовании, лечении и реабилитации детей с умственной отсталостью, а также разрабатывает и внедряет эффективные коррекционные методики. Особое внимание уделяется комплексным реабилитационным программам, направленным на социализацию и адаптацию к жизни. Специалисты клиники тесно сотрудничают с родителями и педагогами, чтобы обеспечить ребенку максимально комфортные условия для полноценной жизни и раскрытия его потенциала.

Ответьте на вопросы теста для оценки состояния Вашего психического здоровья
Тест на признаки психического напряжения и невротических тенденций у детей
Шевченко Ольга Юрьевна
Данная статья проверена экспертом:
Врач - психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог
Задать свой вопрос врачу Вы можете по телефону:
Горячая линия помощи - Круглосуточно (24/7)