Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является одним из наиболее распространенных неврологических расстройств у детей и подростков. Он характеризуется постоянными проблемами с концентрацией, повышенной подвижностью и импульсивностью.
Основные особенности СДВГ включают:
- Недостаток внимания: дети испытывают сложности с концентрацией к задачам или заданиям, особенно тем, которые требуют продолжительного внимания. Они часто забывают о важных деталях или испытывают трудности в упорядочивании своих мыслей.
- Гиперактивность: дети проявляют чрезмерную активность и неспособность сидеть на месте или оставаться спокойными. Они могут быть постоянно на ходу, быстро менять позу, беспокоиться или избегать заданий, требующих длительного сидения.
- Импульсивность: дети имеют склонность к внезапным и неосмотрительным действиям без должного взвешивания последствий.
Дети с СДВГ могут испытывать сложности в учебе и подчас получать низкие оценки. Отсутствие диагностики и адекватного лечения СДВГ может привести к дальнейшим проблемам в обучении, социальной адаптации и психическому здоровью.
Разновидности СДВГ
- Преимущественно невнимательный подтип: Характеризуется основным симптомом недостатка внимания. Дети с этим подтипом СДВГ испытывают проблемы с концентрацией, удержанием внимания и организацией мыслей. Они могут быть рассеянными, забывчивыми и имеют трудности с завершением задач. Гиперактивность и импульсивность могут быть менее выраженными или отсутствовать.
- Преимущественно гиперактивный/импульсивный подтип: Отличается преобладанием симптомов гиперактивности и импульсивности. Дети и подростки с этим подтипом СДВГ могут быть чрезмерно подвижными, беспокойными, не могут долго сидеть на одном месте и ждать. Могут проявлять неосмотрительное или рискованное поведение без должного взвешивания последствий. Недостаток внимания может быть менее выраженным.
- Комбинированный подтип: Объединяет симптомы как недостатка внимания, так и гиперактивности или импульсивности. Дети с комбинированным подтипом испытывают проблемы в обеих областях. Они могут иметь проблемы с концентрацией и вниманием, быть гиперактивными и иметь трудности с самоконтролем.
Стадии развития СДВГ
Можно выделить следующие стадии синдрома дефицита внимания и гиперактивности:
- Детский возраст (до 12 лет): Симптомы начинаются в раннем детстве. Недостаток внимания, гиперактивность и и импульсивность могут быть заметны в детском саду и школе. Дети часто испытывают проблемы с обучением и социальной адаптацией.
- Подростковый возраст (13-17 лет): Симптомы СДВГ становятся более выраженными в подростковом возрасте из-за увеличения требований школы, социального давления и изменений внутри организма. Подростки испытывают проблемы с выполнением задач и отношениями со сверстниками.
- Взрослый возраст (18+ лет): СДВГ может оставаться с человеком и во взрослом возрасте. Однако симптомы меняются и проявляться по-разному. Взрослые с СДВГ могут испытывать сложности в работе, в отношениях и в организации жизни. Здесь важно получить диагноз СДВГ и обратиться за помощью для правильной терапии и поддержки.
Причины развития СДВГ
В настоящее время точные причины развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности не полностью поняты. Однако существуют несколько факторов, которые, по мнению исследователей, могут влиять на риск развития СДВГ.
Генетические факторы
- Наследственность: Дети, у которых есть близкие родственники с СДВГ, имеют более высокий риск развития данного расстройства. Исследования показывают, что генетические факторы могут быть ответственными за 70-80% случаев СДВГ.
- Гены, связанные с нейропередачей: Исследования выявили связь между некоторыми генами, ответственными за нейропередачу, и риском развития СДВГ. Например, гены, отвечающие за рецепторы допамина и норадреналина.
- Гены, связанные с развитием мозга: Некоторые гены влияют на медленное созревание определенных областей мозга, связанных с вниманием, регуляцией двигательной активности и импульсивностью.
Биологические факторы
- Нейрохимические дисбалансы: Нейрохимические вещества, такие как допамин и норадреналин, могут играть важную роль в возникновении СДВГ. Недостаток этих веществ приводит к проблемам с регуляцией внимания, настроения и двигательной активности.
- Генетические мутации: В некоторых случаях, генетические мутации или изменения в генетическом материале влияют на развитие СДВГ. Например, синдром Фрейлиха (когда часть генетической информации повторяется в чрезмерном количестве).
- Перинатальные факторы: Недоношенность, низкий вес при рождении, употребление табака или алкоголя во время беременности повышает риск развития СДВГ.
Психосоциальные факторы
- Неблагоприятные семейные условия, насилие, конфликты, несогласованность родительского воспитания и семейная дисфункция. Один из факторов, который может быть особенно важным, — это отсутствие поддержки и стабильности в семье.
- Неблагоприятные школьные условия, недостаточная поддержка со стороны учителей, высокая школьная нагрузка, отсутствие адекватных адаптивных стратегий для детей с СДВГ, создают трудности и усложняют проявление симптомов СДВГ.
- Стресс и травмы. Потеря близкого человека, развод родителей или другие эмоциональные и физические травмы. Эти ситуации могут изменить функционирование мозга и повлиять на развитие СДВГ.
- Низкий социально-экономический статус, недостаточная доступность ресурсов и поддержки, неблагоприятные условия жизни, включая плохие условия жилья, ограниченный доступ к здравоохранению и образованию.
Токсические факторы
- Пищевые аллергены и пищевые добавки: Исследования связывают некоторые пищевые аллергены и пищевые добавки, искусственные красители или консерванты с усилением симптомов СДВГ. У некоторых детей повышенная чувствительность к определенным пищевым компонентам, что может ухудшать их состояние.
- Употребление наркотиков и алкоголя во время беременности: Это приводит к проблемам с развитием мозга и функционированием нервной системы у ребенка.
Лечение СДВГ у детей и подростков в Клинике детской психиатрии
В Клинике детской психиатрии лечение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у детей и подростков может быть многосторонним и включать различные подходы:
- Психообразование и психолого-педагогическое консультирование: Психологи и педагоги работают с ребенком и его родителями, обучают основам управления симптомами СДВГ, разработке стратегий улучшения внимания и организации повседневной жизни. Помогают развить навыки самоконтроля и управления эмоциями.
- Фармакотерапия: При средней и тяжелой форме СДВГ возможно назначение медикаментозного лечения. Основными препаратами, применяемыми для лечения, являются стимуляторы. Они помогают улучшить внимание, сосредоточенность и контроль импульсов у ребенка.
- Поведенческая терапия: Включает в себя использование системы поощрений и наказаний, разработку планов управления поведением и стратегий, направленных на улучшение обучаемости и саморегуляции. Терапевты могут помочь ребенку и родителям развить навыки постановки целей, планирования и организации времени, повышения мотивации и снижения дезадаптивного поведения.
- Семейная терапия: Семейная терапия полезна для снижения конфликтов в семье и улучшения взаимодействия между ребенком и его родителями. Она помогает сформировать стратегии поддержки и адаптации в семейной среде, а также улучшить коммуникацию и решение проблем.
В Клинике детской психиатрии проводятся комплексные оценки и подбор оптимального комбинированного лечения, учитывая особенности каждого ребенка. Детали лечения, включая выбор терапевтических подходов и медикаментов, могут различаться в зависимости от индивидуальных потребностей каждого пациента.